Аналитика

Казахстанские специальные экономические зоны в области химической промышленности

В Казахстане первые специальные экономические зоны (СЭЗ) — Лисаковская (Кустанайская область), Жайрем-Атасуйская (Джезказганская область), Алакульская и Жаркентская (Талды-Курганская область) и свободная торговая зона «Атакент» (г. Алма-Ата) появились в 1991 году.

Однако, из-за несовершенства правового и организационного обеспечения функционирования специальных экономических зон, деятельность их была неэффективной и поэтому в дальнейшем они были упразднены.

В настоящее время на территории Казахстана общественные отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении специальных экономических зон регулируются Законом Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» [1].

В соответствии с данным законом, специальные экономические зоны создаются в целях ускоренного развития современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций, новых технологий в отрасли экономики и регионы, а также повышения занятости населения и представляют собой ограниченную территорию Республики Казахстан, на которой действует особый правовой режим.

Предложение о создании специальной экономической зоны вносится в уполномоченный орган (в настоящее время — Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан) центральными или местными исполнительными органами, юридическими лицами, заинтересованными в создании специальной экономической зоны, с представлением концепции создания специальной экономической зоны, оформленной в соответствии с требованиями, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Уполномоченный орган имеет право отклонить предложение о создании специальной экономической зоны в случаях:

  • нецелесообразности создания специальной экономической зоны;
  • несоответствия предложения о создании специальной экономической зоны приоритетам государственной экономической политики;
  • неполноты или недостоверности представленных материалов;
  • несоответствия предложения требованиям в области охраны окружающей среды;
  • необходимости защиты особо охраняемых природных территорий, жизни и здоровья людей, угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия и обеспечения национальной безопасности страны.

Однако, отклонение предложения о создании специальной экономической зоны не является препятствием для последующего обращения с предложением о её создании.

В случае принятия Уполномоченным органом решения о целесообразности создания специальной экономической зоны лица, внесшие предложение о её создании, в течение шести месяцев с даты получения уведомления должны обеспечить подготовку технико-экономического обоснования создаваемой специальной экономической зоны с оценкой воздействия на окружающую среду. При этом, подготовленное технико-экономическое обоснование должно содержать предполагаемые финансово-экономические и социальные последствия, обоснование, целесообразность и оценку результата создания специальной экономической зоны.

Уполномоченный орган, после получения от заинтересованных государственных органов положительных заключений на технико-экономическое обоснование, должен в течение шестидесяти календарных дней внести в Правительство Республики Казахстан предложение о создании специальной экономической зоны с приложением концепции специальной экономической зоны, технико-экономического обоснования и оценки её воздействия на окружающую среду.

Решение о создании специальной экономической зоны и приоритетных видах деятельности, соответствующих целям её создания, принимается Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан.

Положение о специальной экономической зоне, целевые индикаторы функционирования соответствующей специальной экономической зоны, критический уровень недостижения целевых индикаторов утверждаются Президентом Республики Казахстан.

Для участников всех специальных экономических зон предусмотрены следующие льготы:

  • освобождение от корпоративного подоходного налога;
  • освобождение от земельного налога;
  • освобождение от налога на имущество;
  • при реализации на территории специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Другие льготы:

  • выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда;
  • бесплатное представление земельного участка для реализации проекта на срок до 10 лет.

Существуют также дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Астана новый город».

Условия получения налоговых льгот:

  • регистрация в качестве налогоплательщика на территории специальной экономической зоны;
  • отсутствие структурных подразделений за пределами специальной экономической зоны;
  • не менее 90% совокупного годового дохода (для СЭЗ «Парк инновационных технологий» — 70%) должны составлять доходы от реализации товаров собственного производства по приоритетным видам деятельности специальной экономической зоны.

В настоящее время в республике Указом Президента Республики Казахстан создано десять специальных экономических зон (рис.).

Рис. Действующие в Казахстане специальные экономические зоны

Из десяти созданных в Казахстане специальных экономических зон, у трех — СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический», СЭЗ «Павлодар» и СЭЗ «Химический парк Тараз», в качестве приоритетными видами деятельности определено создание и развитие химических и нефтехимических производств (табл.1) [2–4].

Таблица 1. Сводная информация о специальных экономических зонах в области химической промышленности

Показатель СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» СЭЗ «Павлодар» СЭЗ «Химический парк Тараз»
Место
расположения
Атырауская область* Северный промышленный район города Павлодара** Шуский район Жамбылской области***
Год создания 2007 2011 2012
Срок действия до 31 декабря 2032 года до 1 декабря 2036 года до 1 января 2037 года
Занимаемая площадь 3475,9 га 3300 га 505 га
Приоритетные виды деятельности
  1. Производство продуктов химической промышленности;
  2. производство нефтехимической продукции;
  3. строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации, при наличии заключения уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере создания и функционирования специальных экономических зон, о том, что объект строительства соответствует целям создания специальной экономической зоны.
  1. Производство продукции химической промышленности;
  2. производство нефтехимической продукции, а также продукции сопутствующих смежных производств и технологий.
  1. Производство продуктов химической промышленности;
  2. производство резиновых и пластмассовых изделий;
  3. производство прочей не металлической минеральной продукции;
  4. производство машин и оборудования для химических производств;
  5. строительство в соответствии с проектно-сметной документацией и ввод в эксплуатацию на основании акта-приемки государственной приемочной комиссии промышленных объектов, предназначенных непосредственно для производства продуктов химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий, а также прочей не металлической минеральной продукции, машин и оборудования для целей химических производств.

Примечание:

 — СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» располагается в Атырауской области на нескольких площадках, в частности, на площадке, расположенной в районе станции Карабатан, предусмотрено строительство нефтехимического комплекса по производству полиэтилена и полипропилена. На площадке, расположенной в промышленной зоне города Атырау, за территорией Атырауского нефтеперерабатывающего завода, будет сооружён технопарк площадью 285 га;

**— СЭЗ «Павлодар» располагается в Павлодарской области на законсервированных площадях ТОО «Каустик»;

***— СЭЗ «Химический парк Тараз» располагается в Жамбылской области в 15 км от г. Шу.

Специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года № 495 «О создании специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический парк» данная СЭЗ создается в целях:

1) разработки и реализации прорывных инвестиционных проектов по созданию и развитию нефтехимических производств мирового уровня по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуску широкой конкурентоспособной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью;

2) привлечения инвестиций в строительство и комплексное развитие нефтехимических производств на основе механизмов государственно-частного партнерства;

3) строительства новых взаимосвязанных, высокоэффективных и инновационных нефтехимических производств;

4) осуществления интеграции казахстанской нефтехимической продукции в общемировую систему производства и сбыта, создания инновационной, конкурентоспособной отечественной нефтехимической продукции в соответствии с международными стандартами (ИСО);

5) разработки и реализации научно-исследовательских и научно-технических инновационных проектов по созданию и совершенствованию нефтехимических производств и технологий по очистке, глубокой переработке углеводородного сырья;

6) подготовки и переподготовки специалистов для нефтехимических производств в соответствии с международными стандартами.

Реализация инвестиционных проектов по созданию нефтехимических производств на территории СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический парк» предполагает два этапа.

Первый этап развития СЭЗ предусматривает производство базовой нефтехимической продукции, которая в свою очередь должна стать сырьем для производства нефтехимической продукции более высоких переделов. С этой целью в настоящее время на территории СЭЗ ведется строительство интегрированного газохимического комплекса по выпуску этана, этилена, полиэтилена, пропилена, полипропилена первоначально на сырье Тенгизского ГПЗ, а затем с использованием сырьевых ресурсов Кашагана и Карачаганака [5].

Второй этап развития СЭЗ предусматривает строительство индустриального нефтехимического технопарка, ориентированного на производство инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью (синтетические каучуки, волокна, смолы, новые композиционные материалы и т. д.) из исходного сырья первого этапа.

В индустриальном нефтехимическом технопарке предполагаются размещение следующих производств: изготовление полимерной продукции со специальными свойствами, полимерных плёнок для упаковочной промышленности, пластмассовых порошков для покрытия металлов, композитных материалов и модификаторов для переработки пластмасс; утилизация чистосортных пластмассовых отходов и некондиционных продуктов нефтехимического комплекса и др.

На территории СЭЗ в настоящее время реализуются три крупных проекта: по производству дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс (500 тыс. тонн битума в год), по строительству комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ (133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год), а также по строительству интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области (500 тыс. тонн полипропилена в год и 800 тыс. тонн этилена в год) [5].

В настоящее время проект «Производство дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс» находится на стадии завершения. В частности, на строительную площадку поставлено необходимое оборудование — колонны, печи, насосы, теплообменники, основная часть емкостного и сепараторного оборудования, а также аппаратов воздушного охлаждения и др. Ввод в эксплуатацию битумного производства запланирован на 2013 год.

На строительных площадках комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе в настоящее время ведутся такие общестроительные работы, как забивка свай, устройство оснований под фундаменты, гидроизоляция фундаментов и др. Ввод в эксплуатацию комплекса по производству ароматических углеводородов запланирован на 2014 год.

Строительство интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области предусматривает две фазы. Первая фаза — создание производства полипропилена, вторая фаза — полиэтилена. В настоящее время по первой фазе ведется проектирование основных технологических установок, внутриплощадочных сетей и объектов инфраструктуры. Ввод в эксплуатацию первой фазы интегрированного газохимического комплекса запланирован на 2015 год, второй фазы — 2016 год.

Согласно целевым показателям Указа Президента Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года № 495 «О создании специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический парк» создание данной СЭЗ позволит к 2017 году увеличить общий объем инвестиций в отрасль до 945 млрд. тенге и произвести продукцию на сумму 297,1 млрд. тенге, к 2022 году соответственно 950 и 1 369,1 млрд. тенге, 2027 году — 955 и 1 784, 1 млрд. тенге и 2032 году — 960 и 1 878, 5 млрд. тенге (табл. 2).

Таблица 2. Целевые индикаторы функционирования специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и критический уровень недостижения целевых индикаторов

Показатель Ед.
измер.
Достижение к 2017 году Достижение
к 2022 году
Достижение
к 2027 году
Достижение
к 2032 году
ЦИ* КУ** ЦИ*> КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ**
Общий объем инвестиций млрд. тенге 945 472 950 475 955 478 960 481
в том числе:
объем иностранных инвестиций млрд. тенге 96,8 48 97,8 49 98,8 50 99,8 51
объем отечественных инвестиций млрд. тенге 848,3 424 852,3 426 856,3 428 860,3 430
Объем производства товаров и услуг (работ) на территории СЭЗ млрд. тенге 297,1 148,6 1 369,1 684,6 1 784,1 892,1 1 878,5 939,3
Количество участников ед. 8 6 13 18 18 11 23 14
Количество лиц, осуществляющих вспомогательный вид деятельности человек 15 7 30 15 45 20 60 30
Количество рабочих мест, создаваемых на территории СЭЗ ед. 440 220 490 245 540 270 590 295
Доля казахстанского содержания в общем объеме производства на территории СЭЗ % 30 15 40 20 50 25 60 30

Примечание:

ЦИ* — целевой индикатор;

КУ** — критический уровень.

При этом, как видно из таблицы, планируется, что количество компаний, которые будут осуществлять производственную деятельность на территории СЭЗ, возрастет с восьми (2017 год) до двадцати трех (2032 год). Кроме того, в период с 2017 по 2032 годы планируется рост и по другим целевым индикаторам.

Специальная экономическая зона «Павлодар».

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 186 «О создании специальной экономической зоны «Павлодар» данная СЭЗ создается в целях:

1) развития химической, нефтехимической отраслей, в частности, производства экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, с применением высокотехнологичных экологически безопасных современных технологий;

2) разработки и реализации прорывных инвестиционных проектов, научно-исследовательских и научно-технических инновационных проектов по созданию и развитию химической, нефтехимической отраслей по глубокой переработке сырья и выпуску широкой конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

3) осуществления интеграции казахстанской продукции в общемировую систему производства и сбыта, создания инновационной, конкурентоспособной отечественной продукции в соответствии с международными стандартами;

4) создания высокоэффективных и инновационных производств химической и нефтехимической отрасли, в том числе высокотехнологичных и конкурентоспособных производств, освоения выпусков новых видов продукции;

5) создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для реализации инвестиционных проектов и комплексного развития химической, нефтехимической отраслей на основе механизмов государственно-частного партнерства;

6) ускоренного развития региона для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей;

7) внедрения современных методов управления и хозяйствования;

8) решения социальных проблем, повышения занятости населения.

Согласно проекту строительство инфраструктуры на территории СЭЗ «Павлодар» начнется во второй половине 2013 года и завершится через три года. Инфраструктура будет включать таможенные посты, объекты общественно-коммунального назначения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, хранилище отходов, автодороги и тротуары с твердым покрытием площадью 1,6 га, железные дороги протяженностью 5,7 км. [6].

В качестве базовых на территории СЭЗ планируется создать свыше 20 новых предприятий по производству оксихлорида алюминия, гипохлорида кальция, трихлористого и пятисернистого фосфора, ингибиторов, поливинилхлорида, твердых хлорпарафинов и т. д., где будет использоваться казахстанское сырье. Мощность заводов по производству каждого из указанных химикатов в среднем составит от 12 до 80 тыс. тонн в год [6].

Согласно целевым показателям Указа Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 186 «О создании специальной экономической зоны «Павлодар» создание данной СЭЗ позволит к 2015 году увеличить общий объем инвестиций в отрасль до 67,4 млрд. тенге и произвести продукцию на сумму 5 млрд. тенге. Однако в последующие годы, невзирая на то, что за очередные промежутки времени объем инвестиций будет составлять по 257,3 млрд. тенге, отдача от них к 2020 году составит 413,2 млрд. тенге, к 2025 году — 1042,4 млрд. тенге, к 2030 году — 1071,2 млрд. тенге, и к 2037 году — 2 551,8 млрд. тенге (табл. 3).

Таблица 3. Целевые индикаторы функционирования специальной экономической зоны «Павлодар» и критический уровень недостижения целевых индикаторов

Показатель Ед. измер. Достижение к 2015 году, в том числе Достижение к 2020 году, в том числе Достижение к 2025 году, в том числе Достижение к 2030 году,
в том числе
Достижение к 2037 году,
в том числе
ЦИ* КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ**
Общий объем инвестиций млрд. тенге 67,4 6 257,3 25 257,3 25 257,3 25 257,3 25
в том числе:
объем иностранных
инвестиций
млрд.
тенге
12,5 1,3 49,5 5 49,5 5 49,5 5 49,5 5
объем отечественных
инвестиций
млрд.
тенге
54,9 5 207,8 20,2 207,8 20,2 207,8 20,2 207,8 20,2
Объем производства
товаров и услуг
(работ) на
территории СЭЗ
млрд.
тенге
5 1 413,2 41 1042,4 104 1071,2 130 2 551,8 130
Ежегодный прирост
инвестиций в
обрабатывающую
промышленность региона
% 5 3 7 5 7 5 10 7 10 7
Количество
участников
ед. 5 3 8 5 8 5 8 5 8 5
Количество рабочих
мест создаваемых на территории СЭЗ
ед. 500 200 1000 450 1500 750 1885 1000 1885 1250
Доля казахстанского
содержания в общем объеме производства
на территории СЭЗ
% 50 30 65 50 70 60 75 65 80 65
Доля экспорта
продукции в общем объеме производства
на территории  СЭЗ
% 10 5 20 10 30 20 40 30 50 40
Повышение
производительности труда
разы 1,5 1,2 1,7 1,5 1,9 1,7 2 1,9 2,5 2

Примечание:

ЦИ* — целевой индикатор;

КУ** — критический уровень.

Как видно из таблицы,

При этом, как видно из таблицы, невзирая на незначительное увеличение с 2015 года по 2037 год количества компаний, которые будут осуществлять производственную деятельность на территории СЭЗ (с пяти до восьми), количество созданных рабочих мест возрастет с 500 до 1 885, что несомненно, скажется на снижении безработицы среди специалистов-химиков этого региона. Кроме того, в период с 2015 по 2037 годы планируется рост и по другим целевым индикаторам, в частности планируется, что доля экспорта продукции в общем объеме производства на территории СЭЗ возрастет с 10% до 50%.

Специальная экономическая зона «Химический парк Тараз».

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2012 года № 426 «О создании специальной экономической зоны ««Химический парк «Тараз» данная СЭЗ создается с целью формирования в Республике Казахстан новых видов химической продукции на основе высокоэффективных технологий.

Приоритетными видами деятельности на территории СЭЗ являются:

1) производство продуктов химической промышленности;

2) производство резиновых и пластмассовых изделий;

3) производство прочей не металлической минеральной продукции;

4) производство машин и оборудования для химических производств;

5) строительство в соответствии с проектно-сметной документацией и ввод в эксплуатацию на основании акта-приемки государственной приемочной комиссии промышленных объектов, предназначенных непосредственно для производства продуктов химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий, а также прочей не металлической минеральной продукции, машин и оборудования для целей химических производств.

Невзирая на то, что Указ Президента Республики Казахстан о создании СЭЗ издан в конце 2012 года, к настоящему проделана уже значительная предварительная работа в этом направлении. В частности, разработано технико-экономическое обоснование создания СЭЗ. В целях обеспечения выделения земельного участка для размещения специальной экономической зоны «Химический парк Тараз» в Шуском районе Жамбылской области, 20 апреля 2012 года было принято постановление Правительства РК № 499 «О переводе отдельных участков земель лесного фонда в земли другой категории». Разработаны землеустроительные проекты на земельные участки под строительство внеплощадочных инфраструктурных сетей (авто и железная дорога, ЛЭП). Проведены общественные слушания по предварительной оценке воздействия создаваемой СЭЗ на окружающую среду. Кроме того, проведен ряд встреч с потенциальными инвесторами и лицензиарами, с целью их участия в создании химических производств на территории СЭЗ.

Согласно целевым показателям Указа Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2012 года № 426 «О создании специальной экономической зоны ««Химический парк «Тараз» создание данной СЭЗ позволит к 2015 году привлечь инвестиции до 82,5 млрд. тенге, к 2020 году общий объем инвестиций должен составить 124,5 млрд. тенге, а объем произведенной продукции 292,6 млрд. тенге. Планируется, что невзирая на то, что за пятилетние отрезки времени в период с 2025 по 2037 годы будет привлекаться по 403,5 млрд. тенге, объем производства товаров и услуг (работ) на территории СЭЗ к 2025 году составят 1 561 млрд. тенге, к 2030 году — 2 872 млрд. тенге и к 2037 году — 4 707 млрд. тенге (табл. 4).

Таблица 4. Целевые индикаторы функционирования специальной экономической зоны «Химический парк Тараз» и критический уровень недостижения целевых индикаторов

Показатель Ед. измер. Достижение к 2015 году, в том числе Достижение к 2020 году, в том числе Достижение к 2025 году, в том числе Достижение к 2030 году,
в том числе
Достижение к 2037 году,
в том числе
ЦИ* КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ** ЦИ* КУ**
Общий объем инвестиций млрд. тенге 82,5 15 124,5 50 403,5 200 403,5 200 403,5 200
в том числе:
объем иностранных
инвестиций
млрд.
тенге
41,2 7,5 62,2 25,0 201,7 100 201,7 100 201,7 100
объем отечественных
инвестиций
млрд.
тенге
41,2   7,5   62,2   25,0   201,7 100 201,7 100 201,7 100
Объем производства
товаров и услуг
(работ) на
территории СЭЗ
млрд.
тенге
0,0     0,0     292,6     92,9     1 561 442,3 2 872 856,4 4 707 1 436,3
Ежегодный прирост
инвестиций в
обрабатывающую
промышленность региона
% 40     10     152     95     166 136 166 136 166 136
Количество
участников
ед. 7 3 15 12 15 13 15 14 15 15
Количество рабочих
мест создаваемых на территории СЭЗ
ед. 172   115   1190   819   1430 1001 1430 1001 1430 1001
Доля казахстанского
содержания в общем объеме производства
на территории СЭЗ
% 0   0   50   30   60 40 70 50 80 60
Доля экспорта
продукции в общем объеме производства
на территории  СЭЗ
% 0   0   16   8   38 19 45 22 47 24
Повышение
производительности труда
разы 0   0   1,5   1,3   1,8 1,6 2,0 1,8 2,2 2

Примечание:

ЦИ* — целевой индикатор;

КУ** — критический уровень.

Кроме того, предполагается, что за период с 2015 по 2037 годы количество компаний, которые будут осуществлять производственную деятельность на территории СЭЗ, увеличится более чем в два раза (с семи до четырнадцати) и как следствие это приведет к увеличению количества рабочих мест с 172 до 1430. Учитывая, что в Южном Казахстане, к которому относится Жамбылская область, один из высоких уровней безработицы по республике, создание и развитие СЭЗ, несомненно, окажет положительное влияние на её снижение.

Таким образом, как видно из вышеприведенных материалов, в настоящее время в Казахстане одним из инструментов по развитию отечественной химической промышленности определены специальные экономические зоны. Учитывая, что к настоящему моменту в республике осуществляется в основном только формирование инфраструктуры СЭЗ, говорить об эффективности такого подхода можно будет говорить только после того как на их территории начнут функционировать производства по выпуску химической продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», утвержденный Указом Президента Республики Казахстан 21 июля 2011 года № 469-IV ЗРК.

2. Указ Президента Республики Казахстан от 19 декабря 2007 года № 495 «О создании специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

3. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года № 186 «О создании специальной экономической зоны «Павлодар».

4. Указ Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2012 года № 426 «О создании специальной экономической зоны «Химический парк «Тараз».

5. www.atyrau-sez.kz.

6. www.sezpavlodar.kz.

Статья подготовлена:

А. А. Мейрмановой — канд. хим. наук, доцент Казахского национального педагогического университета им. Абая

В. П. Дзекуновым, канд. хим. наук, доцент, главный менеджер Департамента технического сопровождения ТОО «Объединенная химическая компания»

ТОО «Объединённая химическая компания» на постоянной основе проводит исследования химической отрасли. В данном разделе будут отображаться результаты таких исследований.


   Подготовка специалистов - химиков в Казахстане: состояние, проблемы и перспективы  
   Химическая промышленность Казахстана: итоги 2012 года  
   Аналитический обзор водоподготовки  
   Аналитическая справка по полиуретану  

Доклад на IV Евразийском Энергетическом Форуме

Научно-технологическое обеспечение химической промышленности мировой опыт и казахстанский потенциал.

Химический комплекс Казахстана состояние и перспективы развития. Дзекунов В.П.

Химия и ГМК по пути интеграции. Муханов Т., Дзекунов В.

Суперпластификаторы для бетона на основе нафталина. Жунуспаев Д.Е., Дзекунов В.П., Наурызбаев М.К.

Серосодержащие отходы как перспективное сырье для хим.промышлен. Дзекунов В.П., Кудабеков Д.М.

Разработка и продвижение бренда в хим.промышленности. Тен Д., Дзекунов В.П., Наурызбаев М.

Нанохимия как основа нанотехнологий. Дзекунов В.Мейрманова А., Кокетаев А.

Нанотехнологии мировые тенденции развития и казахстанский потенциал. Анощенко Ю., Дзекунов В., Наурызбаев М

Мировые дорожные технологические карты. Дзекунов В., Жактаева Р.

Интеграция образования и науки как необходимое условие инновационного развития отечественной химической промышленности Наурызбаев М. и др

Получение серной кислоты из комовой серы

8 апреля 2011 г. — Государственно-частное партнерство при реализации инвестиционных проектов в химической отрасли…

Мировой химической промышленности предсказывают постепенный подъем

Решения Rhein Chemie для РТИ

Импорт б/у шин могут запретить

ДОЧЕРНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
  • TOO "Karabatan Utility Solutions"
  • ТОО «KLPE» (КейЭлПиИ)
  • ТОО "Kazakhstan Petrochemical Industries Inc."
  • Polymer Production
  • ТОО «СП СКЗ КАЗАТОМПРОМ»!
  • kazgold reagents
  •  «ХИМ-плюс»
  • ТОО «СЭЗ. Химический парк Тараз»